История

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РЫБНИЦКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Город Рыбница и населённые пункты современного административно-территориального района входили в состав Молокишской волости Балтского уезда Подольской губернии Юго-Западного края Российской империи с 1797 по 1917 год. За этот период история школьного образования прошла долгий путь развития: от церковно-приходских школ и двухклассных школ с обучением на русском и молдавском языках до советских школ ликвидации безграмотности.

В 1871 г. в Рыбнице была открыта первая министерская школа, а через 6 лет открыла свои двери школа грамоты для рыбницких девочек. В начале ХХ века в Рыбнице было построено двухклассное училище.

В 1919 году при ревкомах были созданы отделы народного образования, при которых в 1920 году создаются специальные комиссии по ликвидации неграмотности, где в течение 4 месяцев проводили ежедневные занятия по 2 часа в день. Ликвидация неграмотности тесно увязывалась с коренной перестройкой старой сословной школы. Стратегическим принципом провозглашалось всеобщее обязательное бесплатное школьное образование. Изменялся и сам процесс обучения в школе: вместо узко прикладного принципа была введена универсальная система преподавания основ знаний во всех областях науки в сочетании с поиском новых форм связи учебного процесса с жизненной практикой. Окончательное установление Советской власти в левобережных районах в годы гражданской войны завершилось в конце февраля 1920 года.

История рыбницкой системы образования ведёт свое начало с момента образования Молдавской Автономной Советской социалистической республики 12 октября1924 года. Рыбницкий район был образован одновременно с созданием автономной республики в составе Украинской ССР. 23 декабря 1924 года, по данным архивного отдела, был создан отдел народного образования при райисполкоме Рыбницкого района.

Под руководством отдела народного образования единая модель советской школы прошла все этапы своего становления и развития в нашем городе и районе. Школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, вооружая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году. Она состояла из начальной школы (4 года обучения), основной семилетней общеобразовательной школы и старшей ступени общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учёбы). В условиях острой нехватки школьных помещений и педагогических кадров, учебных пособий и других учебных средств, принцип общедоступности и всеобщности обучения вводился постепенно, преимущественно сначала для детей крестьян, рабочих, бедняков и батраков.

С введением новой системы административно-территориального деления в конце февраля – начале марта 1923 года вместо Балтского уезда был образован Балтский округ, в который вошли 11 районов, в т. ч. Рыбницкий.

Законом о всеобщем обучении в 1924 году в Молдавской АССР, по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста, всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Первыми в районе были учреждены семилетние общеобразовательные школы с двумя ступенями обучения для детей до 17 лет, в которых 2574 учащихся могли получить образование на родном языке. Бесплатным образование стало с августа 1925 года для детей крестьян, рабочих и бедняков в 23 школах. С 29 сентября 1926 года начальное обучение стало бесплатным для всех желающих получить образование детей поселка городского типа Рыбница и детей Рыбницкого района. По данным Всесоюзной школьной переписи 1927 года на территории Молдавской АССР интенсивно велось школьное строительство.

Под руководством отдела народного образования школа перешла на преподавание предметов по программе ГУСа (Государственного ученого совета), в основу которой были заложены идеи общественно – полезного труда, активного отношения человека к природе, нравственного поведения в обществе, классового подхода к современной истории. Учительские кадры готовили в г. Одессе. С 14 августа 1930 года под руководством отдела народного образования осуществляется введение всеобщего обязательного начального образования с 8-11 лет.

Только в 1934 году начальное образование стало обязательным в более чем 50-ти семилетних школах Рыбницы и района. Семилетка становилась ведущим типом учебного заведения, превратилась в действующую массовую школу для широких слоев населения. В 1938 г. Рыбница приобрела статус города. В это время рыбницкая система образования была представлена 52 общеобразовательными учреждениями. Всего в школах обучалось 9 196 учащихся. Неграмотных в районе насчитывалось 1751 человек, малограмотных – 3092 . В национальном разрезе школы Рыбницкого района представлены в следующей таблице:

Типы школ молдавские Украинские Русские Еврейские Польские всего
Средние 3 2 1 6
Неполные средние 10 17 2 1 30
Начальные 4 11 16
17 30 2 1 1 52
В 1940 году VII сессией Верховного Совета СССР был принят закон «Об образовании союзной Молдавской Советской социалистической республики», в состав которой вошли шесть районов МАССР – Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский и Тираспольский. В Рыбницком районе и городе Рыбница сложилась единая по структуре и преемственности сеть общеобразовательных школ, в которых работало 367 учителей. В городе Рыбница было уже пять школ, из них три средних, детские сады.

19 июля 1941 года 11-ая немецкая армия форсировала р. Днестр и захватила г. Рыбницу. В период оккупации обучение детей велось только 5 месяцев в году на румынском языке в 4 лицеях и в нескольких десятках начальных школ губернаторства Транснистрия. 30 марта 1944 года город Рыбница был освобожден от немецко-румынских захватчиков. Методом народной стройки были отремонтированы и возобновили работу в начале 1944-1945 учебного года большинство довоенных школ.

Восстановление школ и широкое школьное строительство возобновило работу образовательных учреждений. С августа 1949 года семилетнее образование стало общим и обязательным для детей района, а для детей города обязательным образованием стала 10 –летка. Развивается дошкольная система образования сетью из 5 стационарных детских яслей и 4 детских садов, а также 27 детских яслей и 26 детских садов на период полевых сельскохозяйственных работ. Число учащихся в городе и районе к 1953 году превысило 11 тысяч человек. Действенным звеном системы народного образования стали вечерние школы рабочей и сельской молодежи.

Под руководством заведующего Рыбницкого отдела народного образования Петра Васильевича Хильчука осуществлялась переориентация школы на осуществление политехнического обучения, обеспечивающего подготовку учащегося к работе на производстве и участию в общественно-полезном труде. В районной газете «Социалистический путь» №59 от 20. 05. 1953 года в статье «Экзамены в школах» мастерами педагогического труда названы учитель Рыбницкой школы №3 Кухаревская Л., Воронковской украинской школы Панга Е., учитель физики Б.-Молокишской школы Дорофеев, учитель биологии Журской школы Паламарчук З. В 1955 году появились первые ученические производственные бригады, в том числе в Катериновской школе Рыбницкого района.

В 1960 году появились первые восьмилетки. Через два года для учащихся всех 79 школ Дубоссарского района, расширенного за счет включения упраздненного Каменского и Рыбницкого районов, восьмилетнее образование стало всеобщим. Отделами ародного образования в это время вводится производственное обучение учащихся 9-10 классов. Вечерней формой обучения было охвачено более двух с половиной тысяч молодых рабочих и колхозников. Под руководством заведующего РОНО В.М. Герасимова педагогические коллективы школ главное внимание уделяли осуществлению Закона об обязательном 8-летнем образовании. Для этого в 15 школах созданы интернаты. В 55 из 79 школ организованы горячие завтраки для всех учащихся. Только в 1961-1962 году новые школы сданы в эксплуатацию в селах Мокра, Выхватинцы, с. Рашков.

В 1964 году во вновь образованном Рыбницким районе продолжили свою деятельность и отделы народного образования. Под руководством заведующего городского отдела народного образования П.Ф. Визера была организована работа по изучению и внедрению передового педагогического опыта. Среди лучших педагогов того времени была отмечена директор Рыбницкой средней школы №3, заслуженный учитель МССР, кавалер ордена Ленина Бондаревская Елена Ивановна. Ее имя занесено в городскую Книгу Почета. В газете «Социалистический путь »№ 152 от 24.12.1963 г. в статье «Цель ее жизни» представлен опыт директора школы №1 с 1951 года, кавалера ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, депутата Верховного Совета МССР и депутата Рыбницкого райсовета народных депутатов Краевской А.В.

Работа отделов народного образования была направлена на подготовку и обеспечение условий функционирования 28 школ района и 9 школ города. Под руководством заведующих РОНО, заслуженного работника МССР Терентия Евменовича Андрушкова, отличника просвещения СССР Иосифа Яковлевича Донцова и заведующих городского отдела народного образования Николая Самойловича Сироштана и Спиридона Макаровича Иксаря работа педагогических коллективов была направлена на обеспечение условий для введения обязательного 8-летнего обучения и завершения перехода к всеобщему среднему образованию, повышение эффективности учебного процесса, совершенствование качества преподавания в условиях кабинетной системы. Средняя школа заняла ведущее положение в школьной системе образования.

Более 11 тысяч школьников сидели за школьными партами города и района. Успеваемость по району составляла 98,7 %, а по городу 99,1 %. В 1978 году под руководством отдела народного образования был осуществлен переход на бесплатное пользование учебниками.

В 1988 году перед школами были выдвинуты задачи демократизации управления народным образованием, в состав экзаменационных комиссий включались представители родительской общественности. Сеть учреждений народного образования района состояла из десяти средних ,12 восьмилетних школ, 2 начальных школ, школы-интерната, 10 бюджетных ДОУ, шестнадцати ведомственных ДОУ, двух детских домов, пяти внешкольных учреждений. Всего обучением в районе было охвачено 4 243 школьника, 1956 воспитанников детских садов, более шестисот детей в школе-интернате и детских домах. Горячим питанием было охвачено 99,5% школьников.

В 1989 году решением Исполкома народных депутатов № 4 от 13 апреля отделы народного образования переименованы в управления народного образования.

С образованием Приднестровской Молдавской республики рыбницкая система образования стала частью приднестровской системы образования, которая сохранила свои основные параметры и взяла курс на модернизацию. Становление Приднестровской Молдавской Республики как суверенного государства начинается с осени 1990 года с формирования собственных органов власти, создания законодательной базы республики, разделения бюджетов двух республик и принятия в 1991 году первой Конституции Приднестровского государства. Решающим фактом для отстаивания политико-правового статуса республики и признания её объективного существования с точки зрения международного права стало закрепление волеизъявления жителей республики на всенародном референдуме, проведённом 1 декабря 1991 года (а также 17 сентября 2006 года).

Под руководством начальника городского управления народного образования Валерия Васильевича Матяжа 1 июля 1993 года на базе Рыбницкой средней общеобразовательной школы № 7 была открыта школа – гимназия, как первое образовательное учреждение повышенного уровня обучения.

27 апреля 1995 года Решением Государственной администрации Рыбницкого района и г. Рыбницы № 317 было образовано Управление народного образования под руководством Брадика Олега Филипповича. В 2003 году Решением № 889 от 28 июля управление народного образования преобразовано в Муниципальное учреждение «Рыбницкое управление народного образования».

За прошедшие десятилетия существенно изменилась модель муниципальной системы образования, заметно вырос ее авторитет. Сегодня образование города и района представляет собой развитую социальную сферу, в полной мере обеспечивающую государственные гарантии и соблюдение прав граждан на образование.

Об этом свидетельствуют основные показатели развития муниципальной системы образования, которые подтверждаются стабильностью основных показателей качества знаний:

Учебный год Кол-во школ Кол-во уч-ся Кол-во выпуск. 9 классов Кол-во выпуск 11 классов Кол-во мед. В т.ч. с зол. В т.ч. с сер. % успев. % качества знаний Ср. балл
1990-1991 39 14866 448

(р-н)

143

(р-н)

5 3 2 99,1 49,1 4
1994-1995 39 15270 875 418 59 25 34 98,6 52,7 4,1
1999-2000 40 13941 1419 940 58 34 24 99,6 52,8 4
2004-2005 40 109525 1169 841 63 31 32 99,2 41,7 4,1
2009-2010 40 7883 946 550 63 20 43 99,5 50,8 4,1
2013-2014 40 6783 671 446 67 27 40 98,7 65,7 4
В феврале 2004 года муниципальное учреждение «Рыбницкое управление народного образования» торжественно отпраздновало свое 80-летие. В аппарате управления народного образования 29 специалистов под руководством начальника Бориса Ивановича Перели обеспечивали реализацию единой государственной политики в области образования, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на образование, укрепление и развитие муниципальной системы образования.

Структура управления образования в формате подразделений и отделов обеспечивала единство в осуществлении основных направлений деятельности и стабильную результативность по основным показателям развития муниципальной системы образования. С октября 1998 года были подготовлены условия для реализации Программы реформирования образования города и района, освоены методики оптимизации и вариативности образовательных учреждений города и района в рамках реструктуризации сети.

В 2005 году в связи с реорганизацией комбината детского питания в структуре управления народного образования появился отдел по организации питания.

Значительно изменился состав муниципальной дошкольной и школьной сети образовательных учреждений. Появились такие учреждения повышенного уровня обучения и воспитания как прогимназия, Центры развития ребенка, гимназия, лицей, школы с лицейскими и гимназическими классами. Вариативность сети обеспечивает удовлетворение образовательного запроса родителей и учащихся города и района.

Быстрыми темпами шло развитие вариативности сети дошкольного образования.

год Всего ДОУ Прогимназия ЦРР ДОУ
общеразвивающего
вида
ДОУ
комбинированного вида
Детские
сады
Кол-во ДОУ
с осуществлением приор. направлений
2004 34 1(3%) 2 (6%) 8 (23 %) 6 (8%) 17(50%) 17(50%)
2014 32 1(3 %) 3 (9%) 11(34%) 6 (19%) 11(35 %) 21 (65%)
За истекшее десятилетие в муниципальной системе образования Рыбницкого района и г. Рыбница наметилась положительная тенденция в динамике основных показателей эффективности. Увеличился процент охвата детей дошкольным образованием с 79% в 2004 году до 89% по городу в 2014 году и соответственно с 59% до 79% по району. Количество образовательных комплексов «школа-сад» выросло с двух в 2004 году до четырнадцати в 2014 году.

Изменился облик большинства дошкольных образовательных учреждений, принятых на бюджетное финансирование из числа неработающих детских садов в сельской местности. В 2013 году был открыт детский сад в селе Мокра на 38 мест. Были подготовлены условия и открыты 3 дополнительные группы в детских садах № 10, с. Выхватинцы и с. Жура общей численностью до 30 мест.

Более качественным стал педагогический состав. Количество педагогов с высшей квалификационной категорией выросло с 4,6 % в 2004 году до 11 % в 2014 г. Категорийность педагогического состава муниципальной системы образования составила 65 %.

Значительно расширился спектр предоставляемых услуг учреждениями дополнительного образования. В настоящее время успешно осуществляют подготовку по девяти профилям отделения МУПЦ. За последние пять лет произведен выпуск и дана путёвка в жизнь более 1500 выпускникам комбината.

В управлении постоянно совершенствуется система, ориентированная на образовательные запросы, потребности развивающейся экономики района.

Управление народного образования в течение пятнадцати лет осуществляет подготовку резерва руководящих кадров.

Длительная и кропотливая система по созданию системы контроля и менеджмента управления завершилась формированием Программы развития «Основные направления развития муниципальной системы образования на 2013-2018 годы».

Лидерство высшего руководства в вопросах внедрения и поддержания системы менеджмента и качества управленческой деятельности обеспечено получением дополнительной квалификации «Менеджер образования».

Обеспечение доступного и качественного образования – важная задача для любой образовательной системы, решение которой позволяет в значительной мере выравнивать стартовые возможности для различных категорий детей.

В системе дошкольного образования признание руководителями и педагогами уникальности периода дошкольного детства позволяет осуществлять переориентацию на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Исходя из этого, вся работа в детских садах направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребёнка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребёнка – это наиболее важные задачи, позволившие обеспечить рост показателя количества детей с высоким уровнем развития (с 49 до 51 %).

Компетентность и профессионализм персонала управления народного образования позволяет обеспечивать чёткое выполнение на муниципальном уровне требований по осуществлению образовательной деятельности и высокую степень охвата различными видами обучения. Новой движущей силой для качественных преобразований в системе образования, стимулом для инновационного прорыва становится Концепция государственных образовательных стандартов общего образования. Управление народного образования главными приоритетными целями работы для себя в этих условиях видит, в первую очередь, в создании условий для полноценной организации образовательного процесса в подведомственных учреждениях, обеспечении не только функционирования муниципальной образовательной системы, но и её обязательного ежегодного развития.

За последние годы при активной поддержке государственной администрации и горрайсовета народных депутатов г. Рыбница и Рыбницкого района значительно улучшилась материально-техническая база управления. На сегодняшний день УНО обладает значительным техническим оснащением из 62 компьютеров.

Одним из базовых показателей состояния образования остаётся создание условий развития образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям. Основные «точки роста» – в вариативности и содержании образования, применении инновационных технологий развивающего личностно ориентированного образования, развитии ресурсной базы.

Показателем в этом направлении стало обеспечение в 2013 году компьютерами серверного уровня всех образовательных учреждений, в т.ч. для организации электронного документооборота, применения информационно-коммуникационных технологий, возможности введения программ электронного школьного журнала и дневника. Были открыты компьютерные кабинеты в молдавской школе – сад г. Рыбница и в с. Зозуляны, второй компьютерный кабинет в Рыбницком теоретическом лицее и т.д.

В управлении народного образования в 2012 году создана локальная сеть для отработки вариантов организации освоения 1С бухгалтерии. На обеспечение функционирования системы образования в структуре консолидированного бюджета района ежегодно приходится более 65 %.

Высокая квалификация сотрудников, обновляемая материально-техническая и учебная база способствует тому, что качество знаний муниципальной системы образования соответствует уровню требований Государственного образовательного стандарта. Выпускники школ города Рыбница и Рыбницкого района успешно обучаются в вузах Приднестровья, России, Украины и Молдовы.

Существенные результаты за последние годы достигнуты в области освоения информационных технологий и активного их включения в учебно-воспитательный процесс. В сентябре 2014 года силами фонда «Приднестровский гуманитарный фонд» в школах с. Строенцы, с. Вада-Турково, в Рыбницкой гимназии №1 и в Рыбницком теоретическом лицее были открыты мультимедийные классы.

Управление народного образования ежегодно является организатором педагогических чтений и конкурсов. Дальнейшее развитие получила инновационная и исследовательская деятельность педагогов и учащихся. Это позволяет развить индивидуальные способности, приобретать навыки исследовательской работы, развивать профессиональные компетенции педагогов и принимать участие в различных научно-практических конференциях различного уровня. Продолжает активную работу в рамках четырех пилотных смен в году центр «Одаренные дети», открытый в 2012 году на базе Рыбницкого теоретического лицея.

Рыбницкие педагоги принимают активное участие в международных, республиканских и муниципальных конференциях.

Международная деятельность является составной частью Программы развития управления народного образования и предусматривает дальнейшую интеграцию в образовательное пространство Российской Федерации. Наряду с партнерскими связями активно налаживается сотрудничество с Дмитровским и Отрадненским управлениями народного образования.

В последние годы в муниципальной системе образования успешно осуществляются проекты Автономной Некоммерческой Организации «Евразийская интеграция». Активно ведется строительство нового здания Рыбницкой школы № 6 с лицейскими классами. Сдан в эксплуатацию Рыбницкий детский сад № 6.

В 2013 году на средства российской гуманитарной помощи проведен капитальный ремонт и переоснащен новым оборудованием и мебелью Рыбницкий детский сад №3 «Сказка», построены локальные газовые котельные для детских садов села Андреевка и села Гидирим.

В 2014 году за счёт средств фонда «Приднестровский гуманитарный фонд» проведён капитальный ремонт фасада, пищеблока, сантехнического оборудования Рыбницкого теоретического лицея на сумму более трёх миллионов рублей.

Для технического обеспечения деятельности специалистов управления народного образования со средств спецсчёта приобретено 12 компьютеров, термобус для подвоза продуктов. За последние три года было значительно обновлено технологическое оборудование пищеблоков детских садов и школ в общем количестве 222 единиц.

Управление народного образования продолжает традиции организации научно – методического сотрудничества, выступает в роли постоянного организатора муниципальных мероприятий. Особое внимание уделяется воспитанию у детей и молодёжи патриотического отношения к своему городу и району, республике. Расширение воспитательной составляющей в и поиск путей инновационных подходов в образовательном процессе обеспечили успешную реализацию задач и условий, направленных на формирование патриотически-ориентированной личности, толерантного в поликультурной среде, компетентного и конкурентноспособного в сфере профессиональной деятельности.

Стабильность остаётся не только показателем состояния муниципальной системы образования, но и основным фактором её развития. Продолжает развиваться и оптимизироваться сеть муниципальных образовательных учреждений, создаются условия для выравнивания доступа к получению качественного образования за счёт вариативности и развития спектра образовательных услуг в области дошкольного, общего и специального коррекционного и дополнительного образования, повышается качество обучения. Усилились воспитательные функции образования, создаются условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, осуществляется укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений, создаются условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Юбилейный 2014 год управление народного образования отметил достойными результатами муниципальной системы образования. Учащиеся и воспитанники образовательных учреждений активно участвовали и заняли призовые места в конкурсах различного уровня и направленности. Об этом свидетельствуют данные представленные в таблице.

Призовые места Интеллектуальной направленности Творческой направленности Спортивной направленности
Международного уровня I мест-22/6

II мест -3/3

III мест -1/7

I мест-13/2

II мест -8/-

III мест -5/-

I мест-21/3

II мест -7/1

III мест -8/2

Республиканского уровня I мест-3/3

II мест -5/2

III мест -1/-

I мест-26/15

II мест -23/5

III мест -9/4

I мест-8/4

II мест -7/4

III мест -7/2

Итого: 56 110 75

Результативность участия в мероприятиях международного и республиканского уровня академической направленности

Название мероприятия Результат
Международный уровень
VIII Международная НПК «Наука. Профессия. Образование» Дипломант – 2

2 место –1

Всероссийская НПК «Познать неизвестное» участник – 1
Международный интерактивный интеллектуальный конкурс «Колосок» 1 место – 14

2 место – 12

3 место – 18

Международный интерактивный интеллектуальный конкурс « Эрудит» для учащихся 1-4 классов 1 место – 9

2 место – 10

Международная математическая олимпиада «Математика без границ» 1 место – 6/4

2 место – 3/2

3 место –1/3

Международная интернет – олимпиада по английскому языку «The spirit of Cristmas», «British Bulldoq» 1 место – 3/2

2 место – 3/1

3 место – 6/-

Международный игровой конкурс по истории МХК «Золотое руно» 1 место – 3

2 место – 6

3 место –8

поощрительное –10

участник – 24

Международный языково-литературный конкурс ученической и студенческой молодежи им. Т.Г. Шевченко участник – 15
Международная гуманитарная олимпиада 1 место – 1

2 место – 1

поощрительное – 1

Международный конкурс сочинений «Помним и чтим» 2 место – 2

3 место –1

Международный конкурс сочинений, посвященных истории Первой мировой войны под эгидой Русского интеллектуального центра 3 место –2
Международный конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда» 1 место – 1

3 место –1

участник – 1

Всеукраинская ученическая олимпиада по физике 2 место –1
Всеукраинский конкурс по английскому языку «Гринвич» 3 место –1

участников – 8

Республиканский уровень
Республиканская предметная и профориентационная олимпиада учащихся 1 место – 4

2 место – 7

3 место – 3

Республиканский конкурс эссе «Исторческое значение разгрома немецко-румынских войск в Ясско-Кишиневской операции» 1 место – 1

2 место – 1

дипломант – 1

Республиканский этап международного языково-литературного конкурса ученической и студенческой молодежи им. Т.Г. Шевченко 1 место – 7

2 место – 6

Республиканский фестиваль «Хора тоамней» 3 место – 1
Одним из значимых результатов стало успешное участие в июле 2014 года ученицы 10 класса Рыбницкой школы №10 с гимназическими классами Мазурик Ольги в XI Международной олимпиаде по русскому языку учащихся стран СНГ и Балтии в г. Москва, получившей диплом III степени.

В ноябре 2014 Мазурик Ольга получила диплом III степени в конкурсе «Знатоки русского языка», проходившего в рамках Международного форума «Россия в межкультурном диалоге» ко Дню народного единства. Организаторами мероприятия выступили Департамент образования Москвы и Московский институт открытого образования.

В международном форуме приняли участие 186 учащихся из России, Финляндии, Сербии, Италии, Латвии, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Казахстана. Приднестровье представила делегация из Рыбницы в составе 6 учащихся и педагога Н.А. Мазурик.

Представители Рыбницкой делегации приняли активное участие в конкурсе «Знатоки русского языка», в конференции «Единство в многообразии», в защите проектов «Диалог культур», в олимпиаде «М.В. Ломоносов» по русскому языку, в мастер-классах. Итоговым мероприятием форума стала международная молодёжная конференция «С любовью к России» и гала-концерт в концертном зале Останкино с участием коллективов более чем из 20 регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В ноябре 2014 года 13 учащихся школ города и района, ставшие победителями Республиканского конкурса «Патриоты России», приняли участие в Международном слёте, который проходил во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

В юбилейном году профессионализм и мастерство 38 рыбницких педагогов были отмечены высокими государственными наградами и 66 отраслевыми наградами. Орденом «Трудовая Слава» была награждена заместитель директора по учебно – воспитательной работе Рыбницкой средней общеобразовательной школы № 6 с лицейскими классами Людмила Поликарповна Диордица. Медалью «За трудовую доблесть» награждены педагог дополнительного образования Центра детского и юношеского творчества Васильева Людмила Борисовна и главный специалист управления народного образования Малышева Антонина Петровна. Медалью «За отличие в труде » награждены главный специалист управления народного образования Ленская Елена Николаевна и учитель начальных классов Рыбницкой средней школы №8 Шалаева Зоя Петровна. Учитель начальных классов Рыбницкой русской гимназии №1 Липницкая Антонина Гавриловна награждена почётным званием «Заслуженный учитель Приднестровской Молдавской республики».

Наши педагоги не боятся новшеств, большинство из них уверенно внедряют в свою работу интерактивные методики, проблемно-поисковые методы обучения, превращая свои уроки в настоящие педагогические мастерские. Свой опыт работы лучшие учителя освещают на собственных сайтах, различных образовательных порталах. В 2014 году рыбницкие педагоги приняли участие в восьми научно-практических конференциях республиканского и международного уровней, опубликовали 193 печатные статьи из опыта работы.

Образование во многом определяет социальный климат, экономическое развитие, духовно-нравственное благополучие республики. И для того, чтобы соответствовать этому статусу, необходимо, чтобы в системе образования происходили процессы, направленные на постоянный поиск новых целей, стратегий, нового качества образования. Поэтому реализация новых государственных стандартов, новых мероприятий по поддержке педагогов, созданию условий для разностороннего развития детей, по укреплению учебно-материальной базы и здоровьесбережению, созданию условий для нравственного воспитания детей и молодежи в свете новых программ – это важнейшие задачи системы образования Рыбницкого района на среднесрочную перспективу.